Здоровье не всё, но всё без здоровья –ничто. (Сократ)
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе школы.
Филатова А.Л. ,зам. директора по УВР МОУ Кочетовской сош Мичуринского р-на
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня, поэтому стратегическая цель деятельности школы –создание новой модели школы –Школы здоровья, что определено программой развития в рамках подпрограммы «Поколению XXI века - здоровье без границ». При определении целей деятельности по здоровьесбережению педагогический коллектив исходил из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся школы, о неблагоприятных для здоровья факторах в социуме, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается, что из каждых 100 сегодняшних выпускников до 60 летнего возраста доживут около 40. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главным в рамках программы " От школы, содействующей укреплению здоровья, к « Школе здоровья»" является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы. В ходе реализации программы мы систематизировали технологии по здоровьесбережению: -санитарно-гигиенические технологии; -технологии обеспечения жизнедеятельности и охраны труда; -здоровьесберегающие образовательные технологии. В нашей школе имеется достаточная материальная база для проведения мероприятий по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся и работников школы: спортивный зал площадью 288кв.м, 7 открытых спортивных площадок, медицинский кабинет, тренажерный зал, кабинет психологической разгрузки. В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат. За счет гранта в размере 1млн. руб.приобрели регулируемую мебель, оборудование для кабинетов географии, физики, химии, мультимедийные учебники, проекторы, интерактивные доски ,тренажеры, спортинвентарь. Учебно-воспитательный процесс нашей школы представлен двумя блоками: -учебно-педагогический, -оздоровительно-воспитательный. Учебно-педагогический блок ставит перед собой цели: -создать условия для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья (1-4 кл.); -создать условия для познания своих психических, физиологических и психологических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья, здорового образа жизни и использования этих знаний, для решения проблем своего здоровья и развития (5-9 кл.); -помочь выработать культ здорового образа жизни и научиться управлять своим развитием, состоянием своего психического, физического и нравственного здоровья (10-11 кл.). Оздоровительно-воспитательный блок: -привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом; -пропагандировать здоровый образ жизни; -создать условия для нормального физического развития учащихся; -вооружить учащихся знаниями в области гигиены и медицины, необходимыми в жизни; -сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся; -помочь учащимся развить широкий круг способностей и знаний; -развивать органы ученического самоуправления.
Обдумывая,какие результаты мы хотим получить в ходе деятельности, направленной на обеспечение здоровьесбережения обучающихся, создали прогнозируемую модель личности - физически, нравственно, духовно здоровая личность ученика: 1. Образованная, адаптированная к условиям нестабильной обстановки социума. 2. Осознание себя как биологического, психического и социального существа. 3. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека. 4. Правильная организация своей жизнедеятельности. 5. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности. 6. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями. 7. Потребность в самостоятельной двигательной активности. 8. Самоконтроль, личностное саморазвитие. 9. Творческая продуктивность. Ожидаемые конечные результаты: 1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся. 2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. 3. Повышение приоритета здорового образа жизни. 4. Снижение уровня заболеваемости по школе на 10%. 5. Повышение качества знаний до 55%. С целью достижения оптимальных результатов определили поэтапную деятельность педагогов в данном направлении: -изучение научной литературы и знакомство с практикой работы Школ здоровья; -разработка памятки педагогу по здоровьесбережению; -разработка методологической матрицы включения материала по здоровьесбережению на различных уроках, этапах урока( прил.1) -создание банка данных учителей, внедряющих ЗСОТ , их методического материала; -проведение мониторинга результативности ЗСОТ; -проектная деятельность учителей, учащихся по ЗС. Система ЗС деятельности школы включает Значительное место в деятельности педагогов отводится внедрению ЗС техник и технологий: -дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка, математики, начальных классов( учителя Ратничкина М.Н., Егорова Л.В., Любавина Н.А., Андреева О.Т., Лохова Т.Т.); -разноуровневому обучению на уроках физики( учитель – Чистова Т.А.); -модульному обучению на уроках истории( учитель – Филатова А.Л.); игре как средству обучения и воспитания( Пашигорева Г.Ф.); проектной деятельности по проблемам здоровья(Чистова Т.А.). Многогранная миссия учебных предметов : -здоровьформирующая (включение материала здоровьесберегающей направленности на различных этапах урока представленческого, понятийного и деятельностного характера); -здоровьеукрепляющая (физкультминутки, динамические паузы, музыкотерапия, фитотерапия, уроки по культуре здоровья);
-здоровьесберегающая (разнообразие форм занятий, учет индивидуальных особенностей детей, высокая степень мотивации к учению через внедрение ЗСОТ) в конечном итоге способствует формированию ключевых компетенций . На современном этапе реализации программы развития школы идет систематизация материала по здоровьесбережению .Каждый педагог имеет свою копилку, куда входят: -методологическая матрица внедрения здоровьесберегающего материала( Тинькова Т.В.,учитель нач.классов разработала матрицу по теме «Имя прилагательное»,4 класс) - комплекс физкультминуток для различных уроков и различных видов деятельности, -конспекты уроков, построенные на здоровьеформирующем материале( Егорова Л.В.,Ратничкина М.Н, Любавина Н.А., Ряполова А.Б., Пашигорева Г.Ф., Андреева О.Т., Лохова Т.Т.) -доклады, тренинги для родителей, -анкеты по мониторингу здоровьесберегающей деятельности. В практической деятельности наилучших результатов добились педагоги, использующие уровневую дифференциацию и индивидуализацию обучения, модульное обучение : разноуровневые цели, разноуровневые задания линейного и разветвленного типа, использование карт поурочного и тематического самоконтроля, карт самооценки не только повысили уровень познавательной активности учащихся, но и положительно отразились на результатах итоговой аттестации, конкурсной активности, на качестве знаний по школе в целом (с 37,5% до 50% за период реализации программы).Особенно наглядно творческая активность учащихся проявилась в 2008г-2010гг..: школьная команда на муниципальных олимпиадах в 2008г. по 12 учебным дисциплинам заняла призовые(1-3 ) места, 3 учащихся нашей школы представляли районную команду на региональных олимпиадах по русскому языку, литературе, биологии, обществознанию, технологии и вошли в первую десятку( ученица 9 класса Сирота Н. принимала участие в областной научной конференции «Грани творчества», заняла 1-3 места по биологии, русскому языку, литературе, обществознанию, информатике на муниципальных олимпиадах; Ратничкина М.- показала лучшие результаты на олимпиаде по русскому языку, литературе),2009г.- 16 учащихся, 2010г. -13 учащихся заняли призовые места в предметных олимпиадах муниципального уровня. Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий через урок, внеурочную деятельность, систему дополнительного образования способствует: -формированию духовно-нравственного здоровья, -сохранению психического и физического здоровья, -повышению уровня мотивации к учению, -повышению качества знаний по предметам, -формированию культуры здоровья, а деятельность педагогического коллектива нацеливает на реализацию намеченных целей.
Приложение 1. Методологическая матрица
Тема урока Материал по здровьесбережению
Литература.
• Астафьева Н.Г., Шешерина Г.Ф., Клемешова И.В., Тебякина А.И. Программа развития школы и оценка её эффективности в условиях модернизации образования: Методические рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО,2007 • Здоровье молодежи – здоровье нации. Сборник методических рекомендаций/Под ред. докт.пед. наук Н.Е.Астафьевой. – Воронеж: Издательство «Кварта»,2004 • Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Издательский дом «новый учебник»,2003 • Формирование культуры здоровья в современной образовательной среде: Материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» (8-9 ноября 2007 года) /Под ред.Ф.Ф.Харисова . – М.:ФИРО,2007 • Харисов В.В. Образование и здоровье. – М.:ООО Издательство «Весь мир»,2003 • www.firo.ru
Источник: http://Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. |