Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
19.09.2024, 02:05
Сайт Филатовой Анны
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Поэзия

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе школы
                                    
   Здоровье не всё,
но всё без здоровья –ничто.
        (Сократ)


Использование здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе школы.
Филатова А.Л. ,зам. директора по УВР МОУ Кочетовской сош Мичуринского
р-на
         Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня, поэтому стратегическая  цель деятельности школы –создание новой модели школы –Школы здоровья, что определено программой развития  в рамках подпрограммы «Поколению XXI века  - здоровье без границ».
При определении целей деятельности по здоровьесбережению педагогический коллектив исходил из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся школы,  о неблагоприятных для здоровья факторах в социуме, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
         Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается, что из каждых 100 сегодняшних выпускников до 60 летнего возраста доживут около 40. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
          Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главным в рамках программы " От школы, содействующей укреплению  здоровья, к « Школе здоровья»" является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы.
В ходе реализации программы мы систематизировали технологии по здоровьесбережению:
-санитарно-гигиенические технологии;
-технологии обеспечения жизнедеятельности и охраны труда;
-здоровьесберегающие образовательные технологии.
             В нашей школе имеется  достаточная материальная база для проведения мероприятий по формированию,  сохранению  и укреплению здоровья учащихся и работников школы:  спортивный зал площадью 288кв.м, 7 открытых спортивных площадок, медицинский кабинет,  тренажерный зал, кабинет психологической  разгрузки.
В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат. За счет гранта в размере 1млн. руб.приобрели регулируемую мебель, оборудование для кабинетов географии, физики, химии, мультимедийные учебники, проекторы, интерактивные доски ,тренажеры, спортинвентарь.
Учебно-воспитательный процесс нашей школы представлен двумя блоками:
-учебно-педагогический,
-оздоровительно-воспитательный.
Учебно-педагогический блок ставит перед собой цели:
-создать условия для комфортного ощущения ребенка в школе, для       его полноценного развития, для сохранения его здоровья (1-4 кл.);
-создать условия для познания своих психических, физиологических и психологических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья, здорового образа жизни и использования этих знаний, для решения проблем своего здоровья и развития (5-9 кл.);
    -помочь выработать культ здорового образа жизни и научиться             управлять своим развитием, состоянием своего психического,   физического и нравственного здоровья (10-11 кл.).
Оздоровительно-воспитательный блок:
-привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
 -пропагандировать здоровый образ жизни;
-создать условия для нормального физического развития учащихся;
 -вооружить учащихся знаниями в области гигиены и медицины, необходимыми в жизни;
-сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся;
-помочь учащимся развить широкий круг способностей и знаний;
-развивать органы ученического самоуправления.

Обдумывая,какие результаты мы хотим  получить в ходе  деятельности, направленной на обеспечение здоровьесбережения обучающихся,
 создали прогнозируемую модель личности  -
физически, нравственно, духовно здоровая личность ученика:
1.    Образованная, адаптированная к условиям нестабильной обстановки социума.
2.    Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
3.    Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
4.    Правильная организация своей жизнедеятельности.
5.    Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
6.    Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
7.    Потребность в самостоятельной двигательной активности.
8.    Самоконтроль, личностное саморазвитие.
9.    Творческая  продуктивность.
Ожидаемые конечные результаты:
1.    Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2.    Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3.    Повышение приоритета здорового образа жизни.
4.    Снижение уровня заболеваемости по школе на 10%.
5.    Повышение качества знаний до 55%.
С целью достижения оптимальных результатов определили поэтапную деятельность педагогов в данном направлении:
-изучение научной литературы и знакомство с практикой работы Школ здоровья;
-разработка памятки педагогу по здоровьесбережению;
-разработка методологической матрицы включения материала по здоровьесбережению на различных уроках, этапах урока( прил.1)
-создание банка данных учителей, внедряющих ЗСОТ , их методического материала;
-проведение мониторинга результативности ЗСОТ;
-проектная деятельность учителей, учащихся по ЗС.
Система ЗС деятельности школы включает   
     Значительное место в деятельности педагогов отводится внедрению ЗС техник и технологий:
-дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка, математики, начальных классов( учителя Ратничкина М.Н., Егорова Л.В., Любавина Н.А., Андреева О.Т., Лохова Т.Т.);
-разноуровневому обучению на уроках физики( учитель – Чистова Т.А.);
-модульному обучению на уроках истории( учитель – Филатова А.Л.);
игре как средству обучения и воспитания( Пашигорева Г.Ф.);
проектной деятельности по проблемам здоровья(Чистова Т.А.).
Многогранная миссия учебных  предметов :
-здоровьформирующая (включение материала здоровьесберегающей направленности на различных этапах урока представленческого, понятийного и деятельностного характера);
-здоровьеукрепляющая (физкультминутки, динамические паузы, музыкотерапия, фитотерапия, уроки по культуре здоровья);

-здоровьесберегающая (разнообразие форм занятий, учет индивидуальных особенностей детей, высокая степень мотивации к учению через внедрение ЗСОТ)
 в конечном итоге способствует формированию ключевых компетенций .
На современном этапе реализации программы развития школы идет систематизация материала по здоровьесбережению .Каждый педагог имеет свою копилку, куда входят:
-методологическая матрица внедрения здоровьесберегающего материала( Тинькова Т.В.,учитель нач.классов разработала матрицу по теме «Имя прилагательное»,4 класс)
- комплекс физкультминуток для различных уроков и различных видов деятельности,
-конспекты уроков, построенные на здоровьеформирующем материале( Егорова Л.В.,Ратничкина М.Н, Любавина Н.А.,
Ряполова А.Б., Пашигорева Г.Ф., Андреева О.Т., Лохова Т.Т.)
-доклады, тренинги для родителей,
-анкеты по мониторингу здоровьесберегающей деятельности.
В практической деятельности  наилучших результатов добились педагоги, использующие  уровневую дифференциацию и индивидуализацию обучения, модульное обучение : разноуровневые цели, разноуровневые задания линейного и разветвленного типа, использование карт поурочного и тематического самоконтроля, карт самооценки не только повысили уровень познавательной активности учащихся, но и положительно отразились на результатах итоговой аттестации, конкурсной активности, на качестве знаний по школе в целом (с 37,5% до 50% за период реализации программы).Особенно наглядно творческая активность учащихся проявилась в 2008г-2010гг..: школьная команда на муниципальных олимпиадах в 2008г. по 12 учебным дисциплинам заняла призовые(1-3 ) места, 3 учащихся нашей школы представляли районную команду на региональных олимпиадах по русскому языку, литературе, биологии, обществознанию, технологии и вошли в первую десятку( ученица 9 класса Сирота Н. принимала участие в областной научной конференции «Грани творчества», заняла 1-3 места по биологии, русскому языку, литературе, обществознанию, информатике на муниципальных олимпиадах; Ратничкина М.- показала лучшие результаты на олимпиаде по русскому языку, литературе),2009г.- 16 учащихся, 2010г. -13 учащихся заняли призовые места в предметных олимпиадах муниципального уровня.
Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий  через урок, внеурочную деятельность, систему дополнительного образования способствует:
-формированию духовно-нравственного здоровья,
-сохранению психического и физического здоровья,
-повышению уровня мотивации к учению,
-повышению качества знаний по предметам,
-формированию культуры здоровья, а деятельность педагогического коллектива нацеливает на реализацию намеченных целей.

 Приложение 1.
Методологическая матрица

Тема урока                                                             Материал по здровьесбережению 



Литература.


•    Астафьева Н.Г., Шешерина Г.Ф., Клемешова И.В., Тебякина А.И. Программа развития школы и оценка её эффективности в условиях модернизации образования: Методические рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО,2007
•    Здоровье молодежи – здоровье нации. Сборник методических рекомендаций/Под ред. докт.пед. наук Н.Е.Астафьевой. – Воронеж: Издательство «Кварта»,2004
•    Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Издательский дом «новый учебник»,2003
•    Формирование культуры здоровья в современной образовательной среде: Материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» (8-9 ноября 2007 года) /Под ред.Ф.Ф.Харисова . – М.:ФИРО,2007
•    Харисов В.В. Образование и здоровье. – М.:ООО Издательство «Весь мир»,2003
•    www.firo.ru







Источник: http://Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Категория: Мои статьи | Добавил: filatova (13.10.2011) | Автор: Филатова Анна Леонидовна
Просмотров: 992 | Комментарии: 1 | Теги: методологическая матрица, здоровье сберегающие технологии, культура здоровья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergmag  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>цех по изготовлению металлоконструкций</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Погода

Интересные сайты:

Филатова А.Л. © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz