Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
07.09.2024, 01:23
Сайт Филатовой Анны
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Поэзия

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Совместная деятельность семьи и школы по организации досуга детей через приобщение к социально значимым проектам
                                                                                                                                                                                                         

(подготовила- Филатова А.Л., зам. директора по УВР МБОУ Кочетовской СОШ)

 

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» среди сформулированных требований к выпускнику «Новой школы» важнейшими являются владение достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, готовность к сотрудничеству и коммуникациям.

Проблема формирования личности такого уровня выходит за пределы одного учебно-воспитательного учреждения.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

В 21 веке проблема социализации молодежи приобретает не только общенациональный, но и международный характер. Обучение и воспитание, в том числе и социальное, стали рассматриваться как средство развития человека не только как индивида, но и как члена социума, способ стабилизации социальных, политических и идеологических отношений. В соответствии с таким подходом во многих развитых странах разрабатываются государственные программы образования и культурного развития всех членов общества, в которых находят отражение потребности гуманизации и демократизации общества, создания на этой базе условий для развития личности. Кроме того, социализация определяется потребностями общества на каждом этапе своего существования в обеспечении преемственности, в постоянном совершенствовании, которое эффективно при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества.

            Социализация молодежи не может быть оптимизирована вне решения проблем российского общества, которые остаются одними из наиболее серьезных. Дети и подростки объективно оказались в трудных социально-экономических условиях, что осложнило процесс социализации. Растет число социально-незащищенных детей и подростков, количество подростков с девиантным поведением, отмечается рост преступлений среди подростков.

            Традиционно основными субъектами социализации подростков выступали три социальных института: семья, учреждения образования и общество.

            Современная действительность показывает, что нашим детям должна быть предоставлена возможность оказывать большое влияние на жизнь в семье, школе, социуме. Этого нельзя добиться без наличия у них необходимых навыков участия в общих делах, выработки умения решать проблемы, формирования у них компетентности и независимости, активной жизненной позиции. В основе воспитания лежит социальный опыт жизнедеятельности прошлых поколений, запечатленный в духовном и материальном наследии. Традиции – связующая нить предков и потомков; нарушение этой нити ведет к духовному вакууму, социально-ценностной дезориентации, невостребованности молодых людей в жизни. Как результат – рост социальной апатии и социальных болезней: алкоголизма, наркомании, беспризорности, преступности.

            Современное состояние семьи  в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не ведая в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую.

            Семья является проводником между личностью и обществом, создает и сохраняет принятые в обществе взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения случаи ухода детей из-под влияния семьи крайне редки, они вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения родителей.

             Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они – результат огромных усилий и творчества двух сторон – семьи и школы. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Без контакта этих двух социальных институтов воспитание подрастающего поколения становится ущербным. Этому искусству и родители, и педагоги должны учиться, эта необходимость диктуется потребностями самих детей.

              Семья и школа. От согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, к сожалению, отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда бывают нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.

            А ведь семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает разным: нормальным, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке, учитывают его возрастные и индивидуальные особенности, когда его уважают и он уважает других. И ненормальным, когда ребенок – либо баловень, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо квартирант, которому нет дела до семейных проблем.

            Взаимоотношения школы и семьи важны на всех этапах школьной жизни. Хорошо, если отношения в семье ребенка добрые, разумные, тогда он сам будет вносить в школу доброту и разумность. А если его положение ненормальное? Тогда школа может и должна компенсировать эту духовную ущербность, чтобы ребенок, вопреки семейным отношениям, вырос хорошим человеком. Для этого ей и необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с родителями. В настоящее время школа вообще , а начальная школа, в частности, переживает новый этап в своём развитии. И связан он, прежде всего, с переходом на образовательные стандарты второго поколения, в которых меняются приоритеты начального обучения и на первый план выдвигаются становление личности, развитие сознания и способностей младшего школьника.

Во-первых, стандарт как общественный договор между государством, обществом и семьей в отношении ожидаемых результатов образования.

Во-вторых, стандарт как совокупность трех систем требований: к структуре образовательной программы, к условиям реализации образовательной программы и к результатам освоения образовательной программы начального общего образования.

В-третьих, ориентация стандарта на результаты образования.

Успех реализации стандартов начального общего образования в большей степени зависит от тесного взаимодействия учителя с родителями, ведь решающим фактором является организация внеурочной деятельности, направленная на подготовку детей к жизни в семье и обществе.  

Стандартами предусмотрено, что у выпускника  начальной школы будут сформированы:

·        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·        основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·        ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,

·        развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·        установка на здоровый образ жизни;

·        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

            В нашей школе 1 класс перешел на обучение по новым стандартам. Подготовлена материальная база, спланирована внеурочная деятельность, ведется кропотливая работа по их реализации. Но без тесного взаимодействия с вами, родителями , учителю невозможно охватить все аспекты деятельности и решить  поставленные задачи плодотворно.

 

Социальный состав семей обучающихся нашей школы неоднороден и

распределяется следующим образом:

- полные – 61 (45,8%);

- неполные – 32 (24,1%);

- малообеспеченные -33 (24,8%);

- многодетные  - 7(5,3%);

 - опека – 6(4,5%)

 И это еще раз подчеркивает необходимость совместной деятельности , особенно с детьми из неполных семей, т.к. подчас им не хватает теплых доверительных отношений, они обделены вниманием одного из родителей.

 

Наша  школа сегодня – образовательный и воспитательный  центр на селе.

В школе действуют кружки, которые направлены и на физическое, и на интеллектуальное, и на духовно –нравственное развитие, работают спортивные секции в вечернее время, но доля сопричастности родителей невелика.

Анализ ситуации, сложившейся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным результатам. Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других проявлений "свободного образа жизни” достиг таких масштабов, что поневоле заставляет задуматься, а есть ли будущее у наших детей и у страны? Падение жизненного уровня значительной массы населения микрорайона школы, в результате социально-экономических реформ, возникновение безработицы, разрушение привычных норм жизни, ломка сложившихся социальных гарантий, постоянные психологические перегрузки – причины увеличения числа неполных семей, осложнения взаимоотношений родителей и детей, снижения процесса социализации семьи и общества в целом. В наиболее тяжелом положении оказались дети. Большинство неполных семей не могут обеспечить детям нормальные условия жизнедеятельности. Для многих неполных семей становятся недоступны детские сады, детские оздоровительные лагеря. Поэтому возникает необходимость помочь детям снять хотя бы частично проблемы, лежащие в сфере социализации, воспитания, организации досуга, оздоровления.

. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – это также одна из успешных форм  работы.
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

В педагогике всех народов России одним из важнейших факторов воспитания является природа. Эту сторону воспитания воспринял и развил В.А.Сухомлинский. «Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, прозрачную дымку степных просторов, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем…»

Наблюдение за природой , посильная общественно –полезная трудовая деятельность детей , увлеченность ею – одна лишь ступенька к успеху в воспитании ребенка к жизни в семье и обществе.

В текущем  учебном году совместно с МичГАУ в школе реализуются проекты по непрерывному агробизнес – образованию, которое предусматривает не только включение в учебные программы материала по сельскому хозяйству, но и привлечение школьников к практической экспериментальной  деятельности на своем пришкольном участке. В частности, будут реализованы проекты :

·        Аптекарский огород (1-4 классы, руководитель –Андреева О.Т.)

·        Выращивание экологически чистых овощей (5-8 классы,руководитель –Тарасов А.П.)

·       проект « Школьный дворик» (6-7 классы,10класс,руководитель –Филатова А.Л.

·       Составление экологического паспорта школы( 10 класс,руководитель –Земисова С.А..

·       Реализация данных проектов направлена на расширение сетевого взаимодействия «школа –вуз», реализацию экспериментальной деятельности по агробизнес – образованию и реализацию программы перспективного развития МБОУ Кочетовской СОШ.
Литературовед Д.С.Лихачев отмечал, что если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу, к своей родине. В связи с этим администрация Кочетовского сельсовета объявила конкурс проектов по озеленению центрального парка и парковой зоны у обелиска.

Школа уже включилась в работу по проектированию парковой зоны и приглашаем вас, родители, к сотрудничеству. Об активной гражданской позиции граждан говорит в своей авторской статьепредседательПравительства РФ  В.В.Путин, что «граждане сами берутся за благоустройство дворов, организацию досуга детей». Как объединить и направить наши совместные действия на пользу воспитания ребенка? Для этого предлагаю :

1.Составить план-график пятой трудовой четверти, включающий организацию работы бригад с участием родителей :

по ремонту школы;

по ремонту мебели;

по благоустройству пришкольного участка;

2. Привлечение родителей к руководству школьными кружками;

3. Участие родителей в подготовке и проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

4.Привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.

 

           Терпение, уважение, доверие – на этих качествах  и только на этих качествах должны строиться отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: filatova (29.01.2012) | Автор: Филатова Анна Леонидовна
Просмотров: 3466 | Теги: социально значимые проекты, агробизнес -образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Погода

Интересные сайты:

Филатова А.Л. © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz